Методические рекомендации по созданию «Кружка НТИ» на базе общеобразовательных организаций для обеспечения поддержки и развития способностей и талантов детей в научно-техническом творчестве представил Барсуков Игорь Евгеньевич, директор Института развития образования АСОУ. В выступлении И.Е. Барсуков дал короткую фактографию о том, что создано в системе национальной технологической инициативы в Московской области. Рассказал об олимпиадах НТИ и площадках подготовки к ним, о развертывании деятельности по созданию кружковой деятельности. Представил опыт Московской области по сопровождению олимпиады НТИ за 2018-2020 годы.
Олимпиада НТИ - это командные инженерные соревнования, созданные в рамках движения национальной технологической инициативы. Кружковое движение НТИ организуется по профилю национальной технологической инициативы (профиль - это технологии, которые видятся определяющими для глобальной конкурентоспособности экономики любого государства в ближайшие 20 лет). Профили НТИ призваны развивать и поддерживать формирование кадрового резерва для существующих и новых прорывных отраслей экономики страны. Олимпиада НТИ подразделяется на 2 основных раздела: олимпиада НТИ (8-11 классы) и олимпиада НТИ.Junior (5-7 классы). В «большой» олимпиаде НТИ - 30 профилей, в олимпиаде НТИ.Junior - 5 профилей. Московская область к участию в олимпиаде НТИ системно подошла с конца 2018 года. Результаты 2018-2019 учебного года по охвату обучающихся - 581 школьник, в текущем учебном году – 18796 школьников.
НТИ.Junior стартовал с 2019 года, динамика по финалистам положительная, динамика по победителям ниже. В Московской области реализуется стратегия по развитию кружкового движения НТИ и площадок подготовки к олимпиадам НТИ на базе общеобразовательных организаций. Опыт других регионов сосредоточен на организациях дополнительного образования детей, в то время как в Московской области система внедрена в систему общего образования. Показатели участия в олимпиаде кружкового движения НТИ уже 2 года присутствуют в системе оценки образовательных организаций, в кластерной модели рейтингования общеобразовательных организаций. На настоящий момент в структуре образования Московской области - 5 методических площадок и 264 площадки подготовки к олимпиаде НТИ. Площадки подготовки имеют 1 или более профилей, закрепленного образовательной организацией куратора (который может быть наставником по одному или нескольким профилям), в том числе из числа педагогов образовательной организации. Наиболее популярный профиль подготовки среди школьников – технологии виртуальной реальности. Создана интерактивная карта площадок подготовки к олимпиадам НТИ, которая дает возможность увидеть в каждом муниципальном образовании площадки, реализуемые на ней профили, ответственных и их контактные данные, получить информацию о результативности и популярности профиля, в том числе количество задействованных учащихся.
Следующий этап - переход от площадок подготовки к олимпиадам НТИ к развертыванию кружковой деятельности на базе образовательных организаций. Реализовано массовое привлечение школьников к участию в олимпиадах НТИ, но соотношение участников и победителей в рамках региона не оптимально. Поэтому необходимо обеспечить иной формат подготовки для участников прошедших первый заочный тур. Кружковое движение НТИ оказывает влияние на повышение уровня функциональной грамотности, и как следствие - результаты международных исследований. Как показывает опыт других регионов, заметна корреляция и с более высокими результатами ЕГЭ.
Министерство просвещения РФ опубликовало методические рекомендации по организации кружков НТИ на базе образовательных организаций, по поручению Министерства образования Московской области были подготовлены методические рекомендации (алгоритм) по созданию «Кружка НТИ» на базе общеобразовательных организаций в Московской области.
В представленных рекомендациях обозначены: определение кружка НТИ, цели кружковой деятельности, опорные нормативные документы. В методических рекомендация представлены: порядок создания «Кружка НТИ» на базе общеобразовательной организации; типология дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; алгоритм организации «Кружка НТИ», а также описана роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления и Ассоциации кружков в создании и развитии сети «Кружков НТИ».
По окончании выступления Баранникова Н.Б., отметила, что в методических рекомендациях представлена программа развития кружкового движения, которая может иметь в том числе и мотивирующий эффект для учащихся, не имеющих высоких достижений в предметных областях, реализуя в некоторой степени профориентационное направление.
Методические рекомендации о разработке программ воспитания на примере Центров образования «Точки роста» представил Лугов Иван Алексеевич, начальник отдела развития региональной воспитательной инфраструктуры Института развития образования АСОУ. В своем выступлении И.А. Лугов отметил, что процесс создания воспитательной системы требует участия как администрации школы и педагогов, так и обучающихся и их родителей, что подразумевает открытость системы к внешнему взаимодействию и именно поэтому, внедрение наставничества целесообразно осуществлять через воспитательную систему. Руководствуясь методическими рекомендациями по разработке программы воспитания, подготовленными ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» вне зависимости от того рассматривается ли разработка инвариантных или вариативных модулей воспитательной программы, руководителю общеобразовательной организации рекомендуется выстраивать их относительно интеграции в деятельность центра образования «Точка роста», таким образом программы будут носить интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Положение о региональном открытом интернет-банке модулей рабочих программ учебного предмета «Технология» (в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология») представила Логвинова Ольга Николаевна, начальник научно-методического центра содержания образования АСОУ. В своем выступлении О.Н. Логвинова представила результаты работы по организации сетевого взаимодействия в рамках реализации содержания учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях Московской области. При поддержке научно-методического центра содержания образования в сетевой форме реализации программ учебного предмета «Технология» приняли участие более 300 общеобразовательных организаций.
По результатам мониторинга проведенного в декабре 2020 года, 300 общеобразовательных организаций заключили более 600 договоров о сетевой форме работы. В сетевом взаимодействии задействованы организации дополнительного образования детей (Кванториум, Дом научной коллаборации, Станция юных техников и др.), 3 колледжа и другие организации. За 2019-2020 годы существенно возрос уровень материально-технического обеспечения, например, в части наличия робототехнических комплектов. Все показатели приведены с учетом работы «Точек Роста» и Кружков НТИ, но это результаты комплексной работы. Следует отметить, что на 100 человек увеличилось число педагогов имеющих диплом по профессиональной переподготовке по преподаванию Технологии. Возросло количество школьников, желающих принять участие в региональной олимпиаде по Технологии. Также повысился охват школьников, вовлеченных в дополнительное образование.
Логвинова О.Н. уделила внимание нормативной базе реализации Концепции технологического образования. В 2020 году был принят региональный план реализации Концепции, а также была утверждена Примерная основная образовательная программа (протокол ФУМО от 04.02.2020) (далее ПООП). В ПООП актуализированы предметные и метапредметные результаты по технологии, за основу формирования содержания принят модульный принцип.
Такие модули как «Роботехника», «3Д моделирование» требуют специальной подготовки от педагога. Часть педагогов не смогут самостоятельно составить модульную рабочую программу с учетом обновляемого содержания. Поэтому в региональном Плане реализации Концепции запланировано создание регионального открытого интернет-банка модулей рабочих программ учебного предмета «Технология». Представленное Положение направлено на обеспечение условий для формирования такого банка. В нем представлены механизм формирования банка, основные принципы разработки модулей, а также примеры оформления сопроводительной документации (Паспорт проекта, Согласие на использование и размещение программы в открытом источнике и др.). После утверждения Положения запланировано проведение вебинаров и семинаров для руководителей РМО учителей Технологии для организации работы по созданию регионального интернет-банка модулей рабочих программ учебного предмета «Технология».
По окончании выступления Барсуков И.Е. отметил проработанность документа и соответствие необходимым региональным показателям. Жданкина Е.М. отметила соответствие положения всем требованиям.
Барсуков Игорь Евгеньевич рассказал об использовании динамических показателей образовательной организации в деятельности руководителя. В своем выступлении он представил Проект положения о динамических показателях оперативной внутренней оценки деятельности общеобразовательных организаций. Положение было разработано в соответствии с распоряжением Министерства образования Московской области от 09.02.2021 №53 «Об организации работы по оценке эффективности механизмов управления качеством образовательных результатов и эффективности механизмов управления качеством образовательной деятельности в общеобразовательных организациях в Московской области за 2020/2021 учебный год». В исполнении распоряжения разработана система динамического «дашборда» директора образовательной организации, которая по перечню показателей способна в динамике отслеживать ключевые процессы, которые являются значимыми с точки зрения оценки эффективности общеобразовательной организации, в свою очередь Министерство образования Московской области может отслеживать не только динамику, но и отклонения от средне-региональных уровней или от целевых значений. Для решения этой задачи был разработан проект положения о динамических показателях оперативной внутренней оценки деятельности общеобразовательных организаций. Настоящее положение определяет порядок и критерии внутренней оперативной оценки, и разработано для проведения внутренней оперативной оценки деятельности общеобразовательных организаций с целью оперативного управления и своевременного реагирования на отрицательную динамику показателей или отклонений от планируемых значений.
Положение и сама система оценки не направлены на формирование промежуточных рейтингов общеобразовательных организаций. Предлагаемая система позволит руководителю общеобразовательной организации в оперативном режиме увидеть отличие от плановых значений определенных показателей и внутри школы принять управленческие решения, которые будут способствовать достижению планируемых результатов.
Центральный содержательный элемент положения - описание показателей и порядок их расчета. В расширенном виде дается трактовка показателей, критерии значений, оптимальные значения, что позволяет руководителю видеть отклонения, формулы расчета и источник получения соответствующей информации. Описание показателей представлено в табличной и текстовой форме.
Далее Барсуков И.Е. привел описание, формулы расчета и оптимальные значения некоторых показателей: посещаемость; качество знаний, накопляемость отметок, своевременность выдачи домашнего задания, количество победителей и призеров регионального этапа ВСОШ и Подмосковной олимпиады и другие. Отдельно выделил показатели, касающиеся Олимпиады НТИ и участие в образовательных программах специализированной образовательного центра «Взлёт». Еще раз отметил, что представленные показатели не являются основой рейтингования, а разработаны для повышения аналитического потенциала руководителя общеобразовательной организации и являются источником информации для принятия управленческих решений в рамках его полномочий.
В заключительном слове Баранникова Н.Б. поблагодарила участников заседания за продуктивную работу.
https://asou-mo.ru/news/27-03-2020-zasedanie-uchebno-metodicheskogo-obedineniia-v-sisteme-obshchego-obrazovaniia-v-moskovskoi-oblasti