III Международная Ассамблея «Образование и семья – единство ценностей»
Горячев Максим Викторович, ведущий специалист отдела организационно-методического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью принял участие в III Международной Ассамблеи на базе Российской академии образования «Образование и семья – единство ценностей». В рамках комплекса мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации, мероприятия Академической мастерской 19 апреля были нацелены на профессиональное сообщество в области коррекционного и инклюзивного образования.
В рамках комплекса мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации, с 16 по 19 апреля 2024 года Российская академия образования проводила III Международную Ассамблею на базе Российской академии образования «Образование и семья – единство ценностей». Мероприятия Академической мастерской 19 апреля были нацелены на профессиональное сообщество в области коррекционного и инклюзивного образования.
Открывало академическую мастерскую видео-приветствие Васильевой Ольги Юрьевны, президента РАО, академика РАО, доктора исторических наук, профессора. Выступление было посвящено состоянию системы инклюзивного и специального образования в Российской Федерации.
Далее с видео-приветствием выступил Смолин Олег Николаевич, академик РАО, депутат Государственной Думы Российской Федерации, доктор философских наук, профессор. В своем выступлении Олег Николаевич отметил, как положительные моменты: организацию ранней помощи, а также исключение понятия «необучаемый ребенок», таким образом практически все дети с ОВЗ охвачены системой образования. Проблемные зоны: нехватка и подготовка педагогических кадров, увеличение количества детей-инвалидов, что по мнению спикера снижает качество образования детей с ОВЗ.
С напутственными словами выступил Басюк Виктор Стефанович, доктор психологических наук, доцент, профессор РАО, и. о. вице-президента РАО; главный ученый секретарь Президиума РАО. Речь была посвящена состоянию дефектологического образования и науки.
С выступлением «О проектировании АООП в условиях инклюзивного и специального образования» выступила Соловьева Татьяна Александровна, член-корреспондент РАО, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», доктор педагогических наук. Выступление затронуло вопросы организации дифференцированного подхода обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, влиянии на организации специальных образовательных условий общественных организаций (родительские сообщества).
В докладе отмечалось актуальность регламентирования единого образовательного пространства образовательной организации (комплекса) с учетом различных нозологий детей с ОВЗ, а также организация равного подхода образования детей с ОВЗ в рамках инклюзивного и специального образования. В связи с этим, выступающих подчеркивает важность системного подхода к управлению по результату в специальном и инклюзивном образовании.
С заключительной лекцией на тему «Психолого-педагогические средства обогащения воспитательных ресурсов семьи ребенка с ОВЗ» выступил Венгер Александр Леонидович, профессор кафедры психологии Государственного университета «Дубна», доктор психологических наук. Выступление затрагивало вопросы психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами, а также проблемы и риски родительства.
Далее были организованы мастер-классы. Был посещён мастер-класс на тему «Технология разработки вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» спикерами стали Бутусова Татьяна Юрьевна, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», кандидат педагогических наук и Лукьянова Мария Геннадьевна, заместитель директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам». Было представлен опыт разработки АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с обновленными федеральными требовании.
Следующим мастер-классом стал «Форматы профориентации в рамках рабочей программы воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями». Выступили Кинаш Елена Александровна, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», кандидат педагогических наук, доцент, и Волох Татьяна Петровна, директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам». Был предоставлен опыт организации профориентационной работы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, также адаптации учебных материалов для данной группы обучающихся в рамках реализации проекта «Билет в будущее» и занятий «Россия – мои горизонты».
В рамках завершающего дня Ассамблеи были показаны научные достижения в практике специального и инклюзивного образования, отражающие представление о необходимых условиях, которые должны быть созданы для особенного ребенка в рамках коррекционного и инклюзивного образования.