«Экономика коллективного потребления компетенций как эффективная бизнес-модель в условиях пандемической и постпандемической экономики»
2020 год внес серьезные изменения в экономику отношений между различными субъектами. Пандемия и затяжная рецессия после себя оставят большое количество сильных специалистов без работы. Старые экономические модели терпят бедствие по всему миру.
Изменения в мировой экономике в марте-апреле 2020 года стали настоящим вызовом для предпринимателей и сотрудников, находящихся в найме.
Подобные изменения требуют пересмотра большинства бизнес-процессов и бизнес-моделей, которые очень хорошо себя проявляли раньше.
В период затяжного кризиса многим придется искать новые источники дохода. Пока никто не может точно предсказать, насколько масштабным будет влияние эпидемии на мировую экономику.
Но некоторые прогнозы уже есть. Миллионы предпринимателей в РФ могут разориться из-за распространения нового типа коронавируса. Об этом пишут РИА Новости со ссылкой на Торгово-промышленную палату России (ТПП). «По оценке региональных экспертов, под угрозой закрытия в складывающихся условиях потенциально находятся порядка 3 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, риску потерять работу подвержены свыше 8,6 млн. человек»
Goldman Sachs прогнозирует, что от 3 до 7 млн. человек в США потеряют работу, часть из них будет искать источники дохода в шеринг-экономике (sharing economy)
Расцвет онлайн-сервисов в условиях карантинов и самоизоляции в различных странах мира является драйвером появления гибридных бизнес-моделей.
Экономика совместного потребления
Термин «шеринг-экономика» вошел в широкий обиход примерно 12 лет назад. Одним из первых им начал пользоваться гарвардский профессор Лоуренс Лессиг, автор книги Remix, опубликованной в 2008 г.
В ней утверждалось: с распространением интернета экономика стала «гибридной». Пользователям гораздо проще общаться друг с другом онлайн, поэтому финансовые транзакции все чаще основываются на взаимном доверии. Это приводит к тому, что цена перестает быть главным мерилом ценности товара. Более того, размывается и понятие собственности. Все больше людей отказываются платить за возможность владеть товаром, зато они готовы совершать более сложные сделки, для того чтобы получить возможность временного пользования.
Этим и отличается экономика совместного потребления, утверждал Лессиг, – она сложнее и человечнее одновременно.
Неформальным слоганом экономики совместного потребления часто называют фразу профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта: «Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель, им нужна четвертьдюймовая дырка в стене».
Вывод: в посттпандемических условиях с учетом ограниченности ресурсов, компании и физические лица по всему миру и в РФ будут массово отказываться от владения средствами производства, источниками компетенций (штатные аналитики, маркетологи и проч.), логистическими комплексами в пользу краткосрочных моделей аренды и совместного пользования.
Такая модель, позволяет снизить риски гособременений для бизнеса, с которыми сейчас в той или иной мере столкнулись все компании, имеющие большой штат, большие имущественные комплексы, длительные договоры аренды.
Объем экономики совместного потребления (шеринг-экономика, sharing economy) к 2025г. достигнет $335 млрд против $15 млрд в 2015 г., по оценке PwC.
У появления новой бизнес-модели совместного потребления компетенций есть несколько предпосылок, и прогнозируемая затяжная рецессия на фоне пандемии лишь одна из таких.
К другим драйверам для новых взаимоотношений людей в экономике становятся 2 фактора:
1. Рост потребления онлайн-сервисов
2. Расцвет шеринговой экономики
Экономика коллективного потребления компетенций (Competency sharing economy) – такая модель отношения между людьми, когда один человек или организация или сообщество продает свою экспертизу или компетенцию большому количеству отдельных потребителей (заказчиков).
Подобная практика не нова и составляет основу фриланса – то есть ситуации, когда один человек вместо одного работодателя получает заказы от большого круга физических или юридических лиц. Тем не менее, особенностью экономики коллективного потребления компетенций является тот факт, что деятельность человека является универсальной для остальных, а полезность (ценность) его работы кратно превышает стоимость этой работы для отдельного человека (потребителя).
Это существенное отличие от фриланса, где исполнитель работает с каждым заказчиком индивидуально, кастомизируя свою работу под требования заказчика.
Нужно понимать, что привлекательность такой идеи очень сильно коррелирует с реальными процессами в экономике, хоть ранее они не рассматривались именно с этим фокусом внимания. Например, сейчас существует большое количество «пиратских» проектов, так называемых «складчин», когда люди или компании объединяются для покупки чего-либо, например, прогноза по рынку ценных бумаг от качественного аналитика до доставки товаров в регион.
Предшественником этой бизнес-модели можно смело считать гигэкономику. Согласно Кембриджскому словарю (Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus), gig-экономика - это экономика, в основе которой лежит труд внештатных работников. Ее еще называют экономикой краткосрочных контрактов, потому что в gig-экономике временная работа или работа с гибким графиком является обычным делом. Типичные компании gig-экономики предпочитают сотрудничать с независимыми подрядчиками и фрилансерами, а не нанимать работников на постоянную позицию в штат.
Труд внештатников обходится компаниям дешевле, чем труд штатных работников. В основном они оплачивают его результат и не платят за процесс создания этого результата. Компании экономят на офисе и прочих затратах, которые приходится нести, чтобы создать приемлемые условия работы для штатных сотрудников.
Вывод в условиях давления государства по сохранению персонала, выполнения соц. обязательств и проч., большинство компаний перейдут на условия краткосрочных договоров с работниками с оплатой за результат а не за процесс создания этого результата.
Пандемия коронавирусной инфекции привела к изменению структуры занятости. У людей, которые могут работать на себя и удаленно, повысился спрос на их услуги. Теперь рабочее место многих – оборудованное место в доме, и эта ситуация вряд ли сильно изменится даже после окончания режима самоизоляции.