24 сентября 2024 года Центр качества образования совместно с отделом содержания образования Института развития образования в рамках постоянно действующего семинара (вебинара) по управлению развитием функциональной грамотности обучающихся на основе объективных данных провел региональную научно-практическую конференцию «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённого ФГОС».
На мероприятии были рассмотрены вопросы по управлению развитием функциональной грамотности на основе данных; представлены рекомендации по организации работы по формированию читательской грамотности в рамках дисциплин естественно-научной и технологической направленности; освещены принципы составления контрольных измерительных материалов по оценке функциональной (читательской) грамотности, а также эффективные методики и практики по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
В вебинаре приняли участие учителя, руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, методисты муниципальных методических объединений, ответственные за формирование функциональной грамотности на школьном и муниципальном уровнях.
Модератором мероприятия выступила Будылина Нина Васильевна, ведущий специалист отдела содержания образования КУРО, председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка в Московской области.
На мероприятии с докладами выступили:
Мищерина Марина Алексеевна, ведущий специалист отдела содержания образования КУРО «Приёмы выявления буквального смысла текста в процессе обучения русскому языку и литературе;
Смотрова Ирина Викторовна, начальник отдела аналитики результатов КУРО, к.п.н., доцент «Управление развитием функциональной грамотности на основе объективных данных»;
Сальникова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, ведущий специалист Лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании Института филологии МПГУ, Почётный работник сферы образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории АНО «Школа «Президент» «Особенности разработки КИМ по читательской грамотности»;
Монтазери Ольга Николаевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин КУРО «Влияние читательской грамотности на результаты выполнения заданий по естественно-научной грамотности»;
Супрунова Анна Витольдовна, Почётный работник сферы образования РФ, лауреат премии Губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов», победитель ПНПО «Лучшие учителя», учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 15 г. Химки «Наставничество в образовании: реализация стратегий смыслового чтения»;
Шеляпина Ирина Игоревна, директор МОУ «Гимназия № 9» г.о. Электросталь «Современные методические инструменты формирования читательской грамотности»;
Чехонина Елена Викторовна, методист МБУ ДПО Учебно-методический центр «Коломна» «Формирование читательской грамотности школьников при работе с текстом на уроках русского языка и литературы»;
Низенькова Марина Геннадьевна, ведущий методист редакции «Образовательные проекты» издательства АСТ «Методы работы с ключевыми словами как один из эффективных способов формирования читательской грамотности».
В итоге докладчики ответили на вопросы слушателей по вопросам формирования функциональной грамотности в школе.