В 2021 году в Подмосковье планируется создать более 600 образовательных комплексов
Создание образовательных комплексов в Московской области: состояние этого процесса и перспективы обсудили в ходе расширенного заседания Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма. Участие приняли представители Министерства образования области, Государственной Думы, муниципальных образований и профсоюза работников образования. Председатель профильного Комитета Думы Олег Рожнов напомнил, что с прошлого года в регионе ведётся масштабная работа по объединению школ и детских садов в единые образовательные комплексы. По его словам, это призвано привести к: улучшению качества образования; укрупнению образовательных организаций; оптимизации административного и управленческого аппарата; увеличению внебюджетных источников финансирования; повышению мотивации руководителей. «Этот вопрос имеет, без преувеличения, серьёзный резонанс. Во время наших выездов, как депутатов по округам, мы часто слышим вопросы на эту тему – не все понимают, как это будет происходить, видят определённые риски. Поэтому сегодня мы проводим такое расширенное заседание», – сказал Олег Рожнов. Были приведены данные, что в прошлом году в 20-ти муниципалитетах было создано 44 образовательных комплекса, в состав которых вошли 107 школ и 11 детских садов. В этом года планируется создать 636 образовательных комплексов и коснётся это почти всех городских округов области. История создания образовательных комплексов Первые комплексы появились ещё в 2000 году. По словам члена Комитета Госдумы по образованию и науке Лидии Антоновой, «тогда ещё не было законодательной базы, но мы уже понимали, что есть плюсы в этом замысле». Так, в Московской области этот эксперимент был проведён на базе Губернского колледжа (бывший Педагогический колледж – прим.) были объединены детский сад, школа и колледж. Потом туда вошли и другие профессиональные училища. В 2011 году процесс укрупнения образовательных учреждений начался в Москве. По словам первого замминистра образования Московской области, «многие наработки столицы были взяты областью при запуске своей программы». Она также обратилась к опыту гимназии «Интерес» в Люберцах – в 2015 году были объединены и детский сад, и школа. Сейчас это одна из лучших гимназий области. В 2016 году комплексы начали создавать в 36-ти субъектах России. Повышение качества образования детей – главная задача комплексов Замминистра Елена Михайлова пояснила, что «главная – это обеспечить качественным образованием каждого ребёнка. В разных муниципалитетах области созданы очень разные условия для этого. Министерство пытается влиять на это, в том числе посредством таких комплексов». Сейчас в области много небольших школ – как показывает статистика, в таких учреждениях результаты ОГЭ, ЕГЭ ниже средних. Нет возможности в процесс обучения ввести профили. «Хотя, казалось бы – в маленькой школе проще подходить индивидуально к каждому ученику, но это не так – один учитель ведёт несколько предметов и от этого страдает индивидуализация обучения», – подчеркнула Михайлова. Помимо того, при условии возрастающих финансовых вливаний в школы, происходит уменьшение кадров. Так как молодого учителя не всегда возможно пригласить работать в маленькую школу. Елена Михайлова привела данные, что те школы, где обучаются более 500 учеников, имеют финансирование 62,1 тыс. рублей на одного ребёнка. В малокомплектных школах (менее 100 учеников) затраты увеличиваются в 3 раза – до 204,9 тыс. рублей. Принципы властей Подмосковья при создания комплексов: присоединение «слабых» (с низкими образовательными результатами) к «сильным»; логистика – расстояние между объектами комплекса должно быть не больше 20 км; учёт мнения родителей, проведение общих собраний. Опыт подмосковных муниципалитетов Опытом работы комплекса (объединение школы и детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья) в Коломенском округе поделилась начальник Управления образования администрации округа Лариса Лунькова. Она рассказала, что для начала было получено согласие родителей, учтены их пожелания. На каждом этапе становления обсуждался с профильным министерством – вопросы методики, финансирования и прочего. «Сегодня, когда комплекс создан и функционирует, мы понимаем, что есть позитивные результаты, которые вдохновляют, дают право идти дальше», – отметила Лунькова. Директор Коломенского комплекса Дмитрий Ушаков рассказал, что сейчас в школе 44 класса, в которых обучается 1 166 человек, в детском саду 25 групп, где 531 воспитанников. «Главное, что получили дети и их родители – это профильное образование, возможность выбора. У нас появился второй английский, испанский, немецкий язык. У нас успешно работает первый в округе кадетский класс. Дополнительное образование развивает творческое начало в детях. В результате объединения, наша школа впервые перешла в «зелёную зону» по итогам рейтинга школ, двое обучающихся получили максимальный результат по ЕГЭ», – рассказал Ушаков. Начальник Управления образования администрации Реутова Иван Гетман рассказал, что в городе в 2015 году был начал процесс реорганизации дошкольных учреждений – если тогда детских садов насчитывалось 20, то сейчас их уже 11. Он назвал следующие преимущества: создание оптимальных условий социализации детей в рамках работы нескольких зданий; расширение возможности внедрения и реализации инновационных проектов; улучшение показателей качества образования и другие. Среди трудностей Иван Гетман назвал: неготовность сотрудников работать в условиях реорганизации; повышенная тревожность сотрудников и родителей реорганизуемого МДОУ; разный уровень зарплат сотрудников в момент присоединения. Прогнозируемые результаты Предполагается, что создание образовательных комплексов приведёт к следующим результатам: увеличение качества знаний на 5%; увеличение количества учеников, набравших более 220 баллов ЕГЭ; сохранение самостоятельности школ. В планах министерства выполнить программу до 2030 года, если сейчас в области 1400 школ, то через 10 лет их будет 850. В заключении Олег Рожнов попросил участников заседания присылать в Комитет предложения и мнения, которые обязательно будут рассмотрены. «Необходимо учреждениям образования делиться своим опытам, тем самым снимая социальное напряжение», – сказал он. http://in-reutov.ru/novosti/obrazovanie/v-2021-godu-v-podmoskove-planiruetsya-sozdat-bolee-600-obrazovatelnyh-kompleksov